Рождение гиганта: Как X5 Retail Group управляет ассортиментом из сотни тысяч товаров
Компания X5 Retail Group вышла на рынок в 2006 году, когда сначала объединились торговые сети «Перекресток» и «Пятерочка». Чуть позже — к ним присоединилась «Карусель». Слияние сразу нескольких лидирующих сетей в единую структуру поставило перед руководством уникальные для российского рынка задачи.
Как эффективно управлять сотнями тысяч товарных позиций? Как добиваться лучших условий при работе с поставщиками? Как контролировать продажи с максимальной оперативностью и прогнозировать колебания спроса?

Чтобы закрыть все эти вопросы, необходимо четко контролировать ассортимент и список контрагентов, управляя имеющимися ресурсами на основе гибких и прозрачных бизнес-правил. X5 Retail Group добилась этих результатов с MDM-решением от КРОК (master data management — управление мастер-данными).

Знать бизнес — значит контролировать бизнес

Теймур Штернлиб, директор по управлению ИТ компании Х5 Retail Group на момент реализации проекта:
«До внедрения MDM надо дорасти, причем не столько с точки зрения зрелости, сколько с точки зрения масштабов бизнеса. Такая задача возникает, когда предприятие развивает несколько видов бизнеса, которые поддерживают разные информационные системы. В этом случае необходим единый источник метаданных о продуктах, клиентах и контрагентах, который будет поставлять достоверную информацию в разные учетные и другие ИТ-решения».

Мастер-данные или нормативно-справочная информация (НСИ) — это номенклатурные позиции, наименования поставщиков и прочие данные, которые используются в ежедневной работе компании. Чем крупнее организация, тем больше их объем и тем выше вероятность возникновения ошибки.

Без эффективного управления мастер-данными системы хранения переполняются противоречивой информацией, разные части которой дублируют друг друга. В конечном счете это приводит к сбоям важных бизнес-процессов, растущим материальным и трудовым затратам, не говоря уже о проблемах с корпоративным управлением.

Пионеры рынка

Использование разных систем приводило к тому, что X5 Retail Group не могла получить лучшие условия при значительном увеличении объемов закупок. Формально один и тот же продукт представлял собой две разные позиции в товарной номенклатуре. Вторым очевидным недостатком оказалась невозможность создавать единые склады для обслуживания магазинов разных форматов. Чтобы возить с одного склада зеленый горошек в магазины «Перекрестка» и «Пятерочки», необходимо было представлять этот продукт как одну товарную единицу для различных розничных сетей. Кроме того, нужно было иметь возможность сравнивать цены на один артикул в магазинах разных форматов.

MDM-решение, которое создали эксперты КРОК, стало на тот момент крупнейшим в российском ритейле. Масштаб задачи становится понятен, если вспомнить, что и X5 Retail Group стала первой отечественной торговой компанией такого масштаба.

Специалисты загрузили в систему данные о более чем 400 тысяч товаров и 8 тысячах контрагентов. Совместно с сотрудниками заказчика создана модель данных, разработаны бизнес-правила, которые позволяют гибко управлять товарными позициями с минимальным привлечением ИТ-службы. Всего каталоги включали более 380 тысяч записей. Для каталога товарной номенклатуры было разработано 45 скриптов проверки бизнес-правил и введено 90 атрибутов мастер-данных, в каталоге контрагентов — 75 бизнес-правил и 110 атрибутов.

Благодаря единой системе управления мастер-данными удалось централизовать и классифицировать все данные о продуктах, поставщиках и условий работы с ними для всех магазинов новой компании. Руководство быстро оценило ее потенциал, когда компания приступила к присоединению сети «Карусель». Общее информационное пространство, с которым теперь работали сотрудники трех ранее независимых компаний, обеспечило синергию закупок и логистики.

MDM как фактор развития

Необходимость создания единой системы управления НСИ возникла в результате слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток», в каждой из которых использовались собственные системы управления НСИ.

Как сказал представитель Х5 Retail Group:
«Это был обдуманный и важный шаг, который открывает большие возможности по оптимизации ряда бизнес-процессов, а также существенно снижает риски при последующем внедрении ERP и BI систем».

Единая система управления мастер-данными обеспечила X5 Retail Group качественный задел для дальнейшего развития. Фактически, вне зависимости от того, куда бизнес повернет дальше, руководство сможет эффективно управлять всеми ресурсами в своем распоряжении. Единожды выстроенные грамотные правила управления мастер-данными прививает компании лучшие практики, которые можно применять в любой сфере.