В погоне за маржой: как перестроить бизнес по сервисной модели
Рынок туристических услуг отличается невысокой маржинальностью при достаточно высоких оборотах. Даже небольшие проблемы в бизнес-процессах, например, задержки с оформлением документов или потеря какой-то информации при передаче от одного звена цепочки к другой, нередко приводят к значительным издержкам. Информатизация бизнеса ускоряет вращение корпоративных шестерёнок, но на какие решения нужно сделать ставку? И как распорядиться ИТ-бюджетом, чтобы повысить отдачу от каждого вложенного рубля и свести к минимуму срок окупаемости проекта?

ИТ для бизнеса

Один из заказчиков КРОК, крупный консолидатор по продаже туристических услуг и билетов, поставил цель ускорить работу ИТ, чтобы запросы бизнеса быстрее воплощались в новых ИТ-сервисах. На тот момент ИТ-инфраструктура компании состояла из разрозненных элементов, что усложняло подключение новых сервисов и поставщиков услуг.

Успех этого бизнеса зависит от скорости выполнения клиентских запросов. Нужно постоянно отслеживать предложения авиакомпаний, отелей и прочих поставщиков, чтобы бронировать оптимальные предложения и работать с максимальной прибылью. Из-за сильной фрагментированности рынка среди партнёров встречаются как крупные организации с высоким развитием ИТ, так и бутиковые провайдеры с меньшей степенью цифровизации. Чтобы эффективно работать и с теми, и с другими, заказчику и понадобилось гибкая интегрированная система, которая подстраивается под особенности каждого бизнес-кейса.

Руководство компании определило точки роста — нужно ускорить поиск лучших предложений и бронирования, а также подключение новых контрагентов и сервисов. Это позволяет развивать новые каналы продаж — как традиционные, так и постоянно появляющиеся новые B2B- и B2C-площадки — и разгрузить ИТ-службу, высвободив её время для развития новой ценности для компании.

Ещё одно важное условие — решение не должно лечь тяжёлым грузом на капитальные затраты бизнеса. В тот момент на рынке главенствовали крупные мировые вендоры с продуктами из верхней ценовой категории. Заказчик КРОК не хотел переплачивать за ненужные функции, а также стремился к максимальной гибкости готового решения, чтобы поддерживать и развивать его собственными силами.

Открытый код — открытые возможности

С учётом этих потребностей эксперты КРОК предложили заказчику решение на основе open source продукта Mule ESB (Enterprise Service Bus, корпоративная сервисная шина). Эту систему используют более 2,5 тыс. компаний по всему миру, включая 5 из 10 крупнейших мировых банков и более 35% компаний и списка Global 500. Функции Mule ESB позволяют быстро и эффективно интегрировать в ИТ-инфраструктуру новые приложения и сервисы без лишних затрат — как временных, так и материальных.

С внедрением сервисной шины заказчик смог перейти на сервисно-ориентированную модель ИТ. Она предполагает построение ИТ-инфраструктуры по модульному принципу, когда компания работает с множеством систем, каждая из которых отвечает за свой, ограниченный круг задач. Этот подход предполагает быструю разработку и внедрение новых сервисов в соответствии с меняющимися потребностями бизнеса. Интеграционная платформа предоставляет возможности для бесшовного обмена данными между всеми компонентами ИТ-инфраструктуры, упрощая задачу ИТ-службе «подружить» между собой разрозненные системы.

Учитывая специфику бизнеса заказчика, эксперты КРОК отталкивались от стандартов некоммерческой организации OpenTravel Alliance. Она объединяет крупные авиакомпании, отели и гостиницы, железнодорожных и автобусных перевозчиков. Цель альянса — объединить усилия всех участников рынка путешествий и туризма для создания эффективных подходов к цифровизации бизнеса.

Фундамент успешного бизнеса

По итогам проекта компания интегрировала свой B2B-портал с учётной системой, чтобы оперативно отслеживать баланс контрагентов и контролировать расходы в рамках своих проектов. Результат — прозрачные расчёты с партнёрами без лишних операций, отнимающих время и силы сотрудников. Бек-офисная система получила возможность обмениваться данными с системой бронирования гостиниц — заказчик может быстро найти и забронировать лучшие варианты, обгоняя конкурентов и повышая прибыльность бизнеса.

Единые подходы при подключении поставщиков, использование шаблонов соглашений при разработке сервисов сокращают издержки при расширении партнёрской сети и формировании новых каналов продаж. Плюс ко всему, никаких потерь информации и ошибок, минимальное влияние человеческого фактора.

Специалисты заказчика взяли за пример созданные интеграционные модели, чтобы в дальнейшем развивать ИТ своими силами. Так, уже после завершения проекта, компания интегрировала часть своего документооборота с системами своих партнеров, создав единое пространство для ведения бухгалтерии. В дальнейшем заказчик сможет легко добавлять новые функции и расширять межсистемные взаимодействия как внутри своей инфраструктуры, так и с внешними участниками.